Немного о балах
Как показывают наблюдения, балы лишь для провинциалов являлись редкостью. Для столицы же --- нечто само собой разумеющееся.
Итак, у каждого более-менее зажиточного дворянина (даже помещика из глубинки) в доме находилась особая комната весьма крупных размеров (зала), где можно было дать бал. Во времена Николая особенно часто балы давались в Аничковом или Зимнем Дворцах, иногда --- в Михайловском. Начинался праздник примерно к половине девятого, разумеется, опоздание не очень-то честилось. Дворянские семьи приглашали, как правило, человек сто. (То, что господин император мог позволить своей особе пригласить под тысячу, никого, несомненно, удивить не могло). На балах дворяне общались с равными себе, что в служебной жизни было не так уж и часто (особенно у чиновников). Дав хороший бал, можно было заодно и получить одобрения государя (Николай был большой охотник до танцев). (О том, что кто попало на бал попасть не мог, можно и не упоминать: для того и существовали приглашения, а полезные знакомства никому ещё вреда не приносили). Для балов существовала особая форма одежды --- для гражданских фрак, военных --- парадный мундир, придворных --- мундирный фрак. Дамам просто в бальном платье, в туфлях без каблуков. (Кстати, именно на балах подставлялся удобный случай подыскать себе дражайшую половину).
Танцы проходили в строгой последовательности: первым полонез (польский) --- неторопливый танец. «Это --- размеренная, согласованная с ритмом музыки прогулка кавалера об руку со своей дамой» (маркиз де Кюстин). Пары шли друг за другом, первой парой --- император со своей дамой, далее --- министры, далее генералы, остальные по чинам. Вторым танцевали вальс. Движения были повторяющимися, а потому несложными. Играли танец долго, так что можно было даже присесть, отдохнуть, затем начать следующий тур. Далее следовала мазурка, делившаяся на категорию «шумной» --- с грохотом и стуком, который больше предпочитали в провинции, и «французский» --- с балетными прыжками, при которых кавалеру требовалось высоко подпрыгнуть, в прыжке ударяя одной ногой о другую. По ходу дела требовалось изобретать новые фигуры, так что с этим главным бальным танцем по сложности мог сравниться разве что котильон (его играли последним, включая иногда кадриль между ним и мазуркой).